Леночка (puho) wrote in storytelling_ru,
Леночка
puho
storytelling_ru

Categories:

История как пилотный тренажер жизни (цитаты из "The storytelling animal")

Отрывки из не переведенной официально на русский книги "The storytelling animal":

**
Зачем нужны истории?
Низачем.

Мозг не был заточен под трехактную структуру. Скорее, наблюдаются помехи в стабильности работы головного мозга, делающие его уязвимым к силе историй. Истории, всякого вида и масштаба, — лишь счастливые выжившие после аварийных ситуаций ума. Истории дают нам новые знания, углубляют наше понимание вещей, увлекают. Возможно, истории — это то, ради чего стоило становиться человеком. Но это вовсе не значит, что у историй есть эволюционное значение.

В этом случае сторителлинг — это совсем не большой палец на руке, благодаря которому наши предки выжили и населили планету. История больше похожа на линии на руках наших предков. Что бы ни сказала гадалка, в этих линиях нет судьбы. Это побочный эффект подвижности руки.

**
Уильям Джеймс говорил: «В целом между людьми почти нет разницы. Но то, что их все-таки отличает друг от друга, невероятно важно».
То же можно сказать и об историях.

**
История = Персонаж + Затруднительное положение + Выход из него

Это общая формула историй. Что странно: истории могут принимать множество форм. Например, вполне можно постараться и рассказать историю, в которой ничего страшного не происходит. Но хотя хэппи-энд — дело полезное, к нему обычно идут через опасность скатиться в тартарары. Чем замысловатее ситуация, из которой персонаж выбирается, тем больше нам нравится история.

**
Опыт важен. Люди нарабатывают навык, играя в баскетбол или на скрипке в низкострессовых условиях, чтобы потом хорошо играть в высокострессовых. По словам серьезных мыслителей (Брайан Бойд, Стивен Пинкер, Мишель Скализ Сугияма), история — та низкострессовая среда, в которой люди обретают навык социальной жизни.

**
Психолог и писатель Кейт Оатли называет историю пилотным тренажером жизни. Пилотный тренажер позволяет пилоту научиться водить с осторожностью и вниманием. Истории готовят нас к социальным свершениям в окружающем мире. Художественная литература организовывает нам яркую симуляцию ситуаций, с которыми мы можем столкнуться в реальности. Истории похожи на пилотный тренажер еще и тем, что в конце мы в любом случае остаемся в живых.

What are stories for? Nothing. The brain is not designed for story; there are glitches in its design that make it vulnerable to story. Stories, in all their variety and splendor, are just lucky accidents of the mind’s jury-rigged construction. Story may educate us, deepen us, and give us joy. Story may be one of the things that makes it most worthwhile to be human. But that doesn’t mean story has a biological purpose.

Storytelling, in this view, is nothing like the opposable thumb—a structure that helped our ancestors survive and reproduce. In this view, story is more akin to the lines on your palm. No matter what your fortuneteller claims, the lines are not maps of your future. They are side effects of the flexion of the hand.

**
As William James once wrote, “There is very little difference between one man and another; but what little there is, is very important.” The same is true of stories.

**

Story = Character + Predicament + Attempted Extrication

This is story’s master formula, and it is intensely strange. There are a lot of different ways stories could be structured. For example, we have already considered escapist fantasies of pure wish fulfillment. But while characters frequently do live happily ever after in fiction, they must always earn their good fortune by flirting with disaster. The thornier the predicament faced by the hero, the more we like the story.

**
Practice is important. People practice playing basketball or violin in low-stakes environments so that they will perform well—in the stadium or concert hall—when the stakes are high. According to evolutionary thinkers such as Brian Boyd, Steven Pinker, and Michelle Scalise Sugiyama, story is where people go to practice the key skills of human social life.

**
The psychologist and novelist Keith Oatley calls stories the flight simulators of human social life. Just as flight simulators allow pilots to train safely, stories safely train us for the big challenges of the social world. Like a flight simulator, fiction projects us into intense simulations of problems that run parallel to those we face in reality. And like a flight simulator, the main virtue of fiction is that we have a rich experience and don’t die at the end.

«Животное, рассказывающее истории», книга Джонатана Готтшалла
Tags: Джонатан Готтшалл, сторителлинг
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment